В отсутствие роста конкуренция на рынке обостряется. На первый план выходят неценовые методы — качество обслуживания, использование новых технологий, грамотное управление рисками. Различие в динамике сборов это наглядно демонстрирует.
Рынок страхования медленно, но растет. На Урале сборы за 2016 год увеличились на 3%, по стране — на 11%. Годом раньше аналогичные показатели были отрицательными: минус 19% и 7% (два специфических и быстрорастущих сегмента — жизнь и ОСАГО — отсекаем). На фоне оживления рынка потребкредитования начало подниматься связанное с ним страхование от несчастных случаев — 34% (если не оговорено иное, то данные — по Уралу). Другие виды тоже на позитиве: страхование имущества граждан — плюс 17%, юрлиц — 3%, сельхозстрахование — 9,7%. Второй год в минусе автокаско — 10% (по стране — минус 7%) и ДМС — 14% (по стране +9% за счет московского региона).
Резкий рост премий по ОСАГО в 2015 году (42%), связанный с двухступенчатым повышением тарифов, в 2016-м выдохся — лишь 9%. Как следствие, поднялась убыточность — в среднем не так заметно, с 69% до 73%, но по отдельным регионам (Челябинская область) и компаниям (Росгосстрах) явно запредельно — 98% и 95% соответственно (наша оценка по открытой статистике).
В розничном сегменте страхования в целом по стране на дистанции с 2009 года (до этого нет подробной статистики по всем видам) страхование жизни выросло в 13 раз, имущества — на 180%, ДМС — на 84%, ОСАГО — на 173% (благодаря тарифам), автокаско — лишь на 24% (последние два года — серьезное падение).
ОСАГО продано всего 3,6 млн полисов каско, 10,3 миллиона — полисов ДМС, чуть менее 5 миллионов — страхования жизни и 33 миллиона — страхования имущества граждан. С 2009 года по количеству договоров каско, ОСАГО и ДМС почти не приросли (еще и сказалось сокращение двух последних лет), а вот количество полисов страхования жизни увеличилось на 128%, имущества — на 296%. Если раньше «жизнь» была в основном страхованием банковских заемщиков или нагрузкой к ОСАГО, то теперь доля инвестиционного страхования жизни, по мнению экспертов, достигает 60 — 80%. Средняя цена полиса увеличилась с 2009 года с 7 до 45 тыс. рублей. Вполне логично отделять этот продукт, симбиоз банковского вклада, паевого фонда и страховки для обеспеченных клиентов, от прочих страховых сборов. Страхование имущества — самый динамично развивающийся сегмент, хотя средний чек составил всего 1,6 тыс. рублей (это примерная стоимость экономного пакета страхования квартиры).
Натуральное ОСАГО
28 марта опубликован закон, в просторечии именуемый «О натуральном ОСАГО». Его долго добивались страховщики, несколько месяцев шла борьба за отдельные его положения, в результате был выбран компромиссный вариант: обязательное натуральное возмещение вреда, чего добивались страховщики (то есть ремонт; есть исключения, в основном если в ДТП пострадал и водитель или ущерб превышает 400 тыс. рублей), и использование только новых запчастей, регламентация максимального расстояния до станции ремонта, сроки ремонта и гарантийные сроки — в интересах клиентов.
Закон вступит в силу с мая, но эффект можно будет отследить не раньше чем через полгода: он распространяется только на новые договоры. Нововведения затронут не только страховщиков и их клиентов, но автосервисы, которые еще несколько лет назад получали существенную часть своих клиентов, застрахованных по автокаско, от страховых компаний. Потом этот рынок существенно сдулся (количество полисов сократилось на 30%, а страховых случаев — на 60% за счет франшиз). Теперь же в сервисы массово пойдут клиенты ОСАГО.
Можно надеяться, что проблема мошенничества отойдет на второй план, но остаются проблемы фальшивых полисов и отказа от страхования. В целом по стране за два года количество выданных полисов сократилось на 11%, при этом автопарк явно не претерпел аналогичного сжатия. То есть девятая часть автовладельцев ответственность не страхует. Есть еще цифра «каждый пятый», основанная на количестве зарегистрированных транспортных средств и полисов ОСАГО, но скорее всего она завышена: по всей видимости, много автохлама не снимается с учета — с отменой налога на автомобили с моторами до 100 лошадиных сил, стимул снимать их с учета исчез.
Снижение платежеспособности, повышение тарифов, особенно для аварийных водителей и в «токсичных» регионах, приводит к эффекту отрицательного отбора — в аварии попадают как раз менее дисциплинированные и менее платежеспособные. По оценке участников рынка и сотрудников ГИБДД, 20 — 30% попавших в ДТП не имеют полиса. Игроки рынка просят об ужесточении ответственности за езду без полиса. Со своей стороны компании предлагают клиентам по сути новый вид страховки «от отсутствия ОСАГО у виновника». Так, Южурал-Аско, занимающая третье место на Урале по ОСАГО, продает за 980 рублей программу «Поддержка», покрывающую такой риск. Это своего рода сильно облегченный полис каско, в результате чего средняя стоимость каско у компании — всего 5 тыс. рублей.
Самый лакомый сегмент для компаний — водители мощных дорогих автомобилей: они менее аварийны, и сами машину берегут, и другие с опаской к ним приближаются. Из наших таблиц хорошо видна связь между стоимостью полиса ОСАГО и уровнем выплат. При средней стоимости на Урале всего 6,3 тыс. рублей у компаний с более высокой стоимостью (Ингосстрах, Альфа-страхование, Эрго) существенно ниже убыточность.
Несовковый сервис
Эта же тактика — высокий уровень сервиса и разборчивость в клиентах — приводит к тому, что на падающем рынке каско такие компании смогли показать рост. Так, Эрго, занимая 20-е место в регионе по ОСАГО, по автокаско — на 8-м.
— В связи с экономической ситуацией в стране рынок автострахования, как и рынок страхования в целом, находился в сложных обстоятельствах. И основным конкурентным преимуществом фактически стал сервис: отношение к клиенту, быстрота урегулирования убытка и прочее, — объясняет руководитель управления автострахования Уральской дирекции САО ЭРГО Александр Колясников.
О том же говорит директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Свердловской области Наталья Вагина:
— Страховщики могут сохранить и приумножить прибыльность, только увеличив проникновение на рынке, предложив клиентам более комфортные условия и индивидуальный подход. Здесь колоссальное значение имеет степень внедрения информационных технологий, на развитие которых мы сегодня делаем ставку, — развитие электронного канала продаж и технологичных продуктов, а также расширение пула мобильных приложений.
Но на рынке в целом информационные технологии пока хромают на обе ноги. Речь не только об электронном полисе ОСАГО, ставшем обязательным с нового года, — по нему уже застраховано более полумиллиона автомобилей, но «технические проблемы» с его получением сохраняются: страхование невыгодно компаниям. Из 30 крупнейших страховщиков Урала только у десяти есть мобильные приложения (из 20 крупнейших — у восьми), и во многом это как раз те компании, которые увеличили сбор премий в прошлом году. Ситуация, немыслимая для других потребительских рынков, — от банков до мобильных операторов, где проникновение мобильных приложений близко к 100%.
Описание функционала страховых приложений впечатляет: это не только удобство для клиента, но и новый канал продвижения, включая кросс-продажи, и минимизация издержек. По-видимому, этот фактор станет одним из основных в конкуренции на рынке. Пока же на интернет-продажи приходится менее 1%. Если взять только прямые продажи (без участия посредников), то доля договоров, заключенных онлайн, максимальна в страховании имущества граждан — 7,5%.
В каско это 5,1%, в ОСАГО — 3,8%, в жизни — 2%. Такова «средняя температура по больнице» (в разрезе компаний официальной статистики нет), понятно, что у наиболее продвинутых игроков доля существенно выше.
Наши преимущества имеют неценовую природу — говорит Александр Колясников, руководитель управления автострахо-вания Уральской дирекции САО ЭРГО.
— Ваш основной сегмент — автокаско. Как на падающем рынке можно достичь неплохих результатов и по приросту сборов, и по убыточности, при этом занимясь еще и ОСАГО?
— Наши преимущества имеют неценовую природу. В последнее время в связи с экономической ситуацией в стране рынок автострахования, как и рынок страхования в целом, находился в сложных обстоятельствах. И основным конкурентным преимуществом фактически стал сервис: отношение к клиенту, быстрота урегулирования убытка и т.д. Мы, например, часто наблюдаем ситуацию, когда клиенты приходят к нам несмотря на то, что наше предложение дороже предложения конкурента. Потенциальные клиенты ЭРГО выбирают нас как надежного и предсказуемого партнера. Мы не создаем искусственные препятствия клиентам, обращающимся к нам непосредственно за услугой — ведь люди платят нам не столько за полис, сколько за возможность получить финансовую помощь после наступления неблагоприятных событий.
Что касается ОСАГО, то мы не стремимся и никогда не стремились именно «влезть» в проблемный сегмент. Просто мы предоставляем клиентам комплексную услугу по автострахованию — каско, ОСАГО, Зеленую карту, и стараемся работать ответственно и в рамках законодательства.
— После введения натуральной выплаты в ОСАГО станет ли этот сегмент привлекательным для компаний?
— Идея введения натурального возмещения в ОСАГО — хорошее начинание. Однако давно работая с этим видом страхования, приходится держать в уме и негативное развитие ситуации, связанное с пресловутыми автоюристами. Скорее всего те, кто сейчас являются профессиональными получателями страховых возмещений, так просто не оставят этот способ заработка и будут пытаться найти возможность и дальше негативно влиять на финансовое состояние страховых компаний.
Динамика рынка страхования на Урале
Таблица: Лидеры в сегменте автокаско на Урале по итогам 2016 года Таблица: Лидеры в сегменте ОСАГО на Урале по итогам 2016 года Таблица: Лидеры по сегментам страхования на Урале по итогам 2016 года Таблица: Страховые компании Урала и Западной Сибири по итогам 2016 года
Сергей СЕЛЯНИН
Вся пресса за 3 мая 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Динамика рынка, Маркетинг
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Рязанские новости, 20 декабря 2024 г.
Рязанцы стали больше страховать жизнь и здоровье
|
|
Молодежная газета, Уфа, 20 декабря 2024 г.
Башкирия внесла в Госдуму законопроект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
Независимая уральская газета, 20 декабря 2024 г.
Госсобрание Башкирии внесло в Госдуму проект о страховании инспекторов рыбоохраны
|
|
Тренд, Баку, 20 декабря 2024 г.
В Азербайджане произведены страховые выплаты по лимонным, мандариновым и апельсиновым садам
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|